Профессия МАМА
В 1999 году в социально-педагогическую теорию и практику, а одновременно – в жизнь некоторых семей вошло понятие «приёмное родительство». Этот принципиально новый социально-семейный институт до сих пор вызывает много дискуссий как у специалистов органов охраны детства, участвующих в создании приемных семей, у самих приемных родителей, так и у широкой общественности. Что это – «дети в аренду», благотворительность и миссионерство за государственный счет или возможность для детей-сирот и оставшихся без попечения родителей, не востребованных для усыновления или родственной опеки, жить в семье?
Попробуем разобраться в хитросплетениях приемного родительства. Задача непростая, поскольку соединить материнство, отцовство с трудовым договором и трудовыми отношениями по схеме «работник» – «наниматель» достаточно сложно. Тем не менее попробуем…
Приемная семья создается решением местной исполнительной и распорядительной власти, в основе которого лежит заключение между «нанимателем» и «работником» двух договоров: трудового договора и договора о передаче ребенка на воспитание. В результате заключения трудового договора приемный родитель получает работу путем организации рабочего места на дому и заработную плату за свои услуги по воспитанию приемного ребенка. Как следствие заключения договора о передаче ребенка на воспитание в приемную семью между приемными родителями и ребенком возникают правоотношения по модели «опекун» – «подопечный». То есть приемный родитель – это опекун ребенка-сироты, получающий зарплату за воспитание ребенка на дому.
Гражданско-правовое положение приемного родителя полностью очерчено Кодексом Республики Беларусь о браке и семье (ст.160-174 и др.). Рассматривая правовое положение приемного родителя, имеется «опасность» подмены приемного родительства усыновлением. А это – не одно и то же. «Медвежью услугу» в общественном понимании статуса приемного родительства и в формировании отношения к приемным родителям сыграло, на наш взгляд, само название этого института семейного воспитания. Вдумайтесь, усыновителя, который полностью берет на себя ВСЕ заботы о ребенке и его будущем, даёт усыновляемому свою фамилию, право на наследование имущества и всё, что связано с семейными бессрочными (т.е. НАВСЕГДА) отношениями, мы называем всего лишь «усыновителем». Человека же, который на срок трудового договора воспитывает ребенка, получая зарплату за свои труды, мы величаем «приемная МАМА, приемный ОТЕЦ». На наш взгляд, и практики охраны детства не преминут с этим согласиться, приемного родителя можно было бы назвать и по-другому – домашний воспитатель, к примеру. На самом деле люди рационально и профессионально занимаются воспитанием детей, лишенных родных семей.
Профессия приемной мамы, приемного родителя настолько же почётна, как профессия учителя в школе, воспитателя в детском саду и работника детского дома, интерната для детей-сирот. Эти профессии проникнуты искренним Чадолюбием, уважением к ребенку, неподдельной семейственностью. Вспомните, дорогие родители, как часто мы, воспитывая и растя детей, менялись по авторитетности с первой учительницей, учителем-предметником своего ребенка… Называя школу «вторым домом» для детей мы, родители, подчеркиваем вклад тружеников-педагогов в общее дело воспитания.
Замечательно, что в нашей стране нашлись и находятся люди, желающие на профессиональной основе помочь сироте, приняв его на воспитание в свою семью. Каждый день, прожитый ребенком в семье – огромное благо для ребенка. Ведь только в семье ребенок научается азбуке жизни, законам семьи как оптимального и естественного способа человеческого жития. Воспитание в семье дает возможность ребенку знать, что необходимо трудиться; деньги нужно зарабатывать, а не выклянчивать, манкируя своим ущербно-сиротским статусом; булки не растут на хлебном дереве, а вода в чайнике, сколько ее не кипяти, сладкой и коричневой не станет, в чай не превратится. Как ухаживать за собой, быть внимательным к окружающим (ведь права есть не только у сироты, но и у других людей!), как жить в гармонии с миром – всей этой наукой делится приемная семья с ребенком, оставшимся без попечения биологических родителей. Убеждены, что 4 733 ребенка, воспитывающиеся в 3 231 приемной семье сегодня окружены заботой, семейным вниманием и теплом. Итак, приёмное родительство – прекрасная возможность для воспитанника интернатного учреждения напитаться позитивным семейным опытом, живя в благополучной замещающей семье.
Приёмное родительство, безусловно, социально и экономически выгодно для страны. Социальная выгода понятна и заключается в минимизации воспроизводства социального сиротства. Ребенок-сирота, выросший в приемной семье, будет стремиться к семейному образу жизни, а не к примитивному и безответственному существованию по схеме «меня бросили, я родил (родила) – бросил, государство всех вырастит». Экономическая выгода воспитания ребенка, лишенного семьи, в новой приемной семье, также ощутима, поскольку ежемесячное содержание ребенка в интернатном учреждении значительно дороже для бюджета страны, чем выплата ежемесячного пособия на содержание ребенка в приемной семье и оплата труда приемного родителя.
Перед приемной семьей, наряду с иными, стоят две гиперзадачи:
- обеспечить приемного ребенка надлежащим воспитанием, т.е. создать условия для жизни и развития ребенка в семье и защитить его права. Попросту говоря – накормить, одеть, обстирать, вместе с ребенком – учиться (готовить уроки, представлять в школе интересы ребенка); стать законным представителем ребенка в решении всех его личных дел (управление жильем, имуществом, вкладами и т.д.), в целом – подготовить ребенка к будущей самостоятельной жизни;
- сохранить, укрепить, развить связи ребенка с биологической семьей и биологическими родственниками, добиться – в идеале – возвращения ребенка в родную семью.
Для выполнения этих задач мало любить детей, нужно уметь профессионально воспитывать особенного ребенка, отторгнутого родной семьей, уметь защищать его права и интересы, представлять его во всех государственных органах, в том числе – в суде. При кажущейся простоте труда приемного родителя (подумаешь! Своих детей вырастили, знаем, что к чему!), профессия приемного родителя требует значительных познаний в сфере педагогики, психологии, семейного права, юриспруденции. Ведь приемный родитель – это опекун, попечитель, законный представитель ребенка. От его усилий во многом зависит своевременность предоставления ребенку государственных гарантий, льгот. Именно приемный родитель, взявший на себя труд по воспитанию ребенка, ведет все дела несовершеннолетнего от его имени. Кстати, приемные родители не имеют права препятствовать усыновлению своего воспитанника иными людьми… Для работы приемной мамой мало своего желания и жгучего чувства жалости к брошенному ребенку. Нужно обладать запасом педагогической и психологической прочности, выдержки, разносторонними профессиональными навыками. Именно такие профессионалы нужны для воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.
Для того чтобы стать приемным родителем каждый проходит свой путь. Нет такого училища, техникума или ВУЗа, который готовил бы специалистов данного профиля и выдавал дипломы с записью «закончил курс обучения по специальности «приемная мама, приемный отец»». Но, думается, это дело времени. Во всяком случае, в странах Западной Европы, где институт профессионального приемного родительства насчитывает многие десятки лет, такие специалисты готовятся в учебных заведениях по специальностям «социальный работник», «домашний воспитатель».
У нас нехватку образования в необходимых отраслях знания приемные родители восполняют на курсах, систематически организуемых учреждениями, обеспечивающими повышение квалификации и переподготовку специалистов образования. Специалисты Национального центра усыновления - обязательные участники таких курсов повышения квалификации. На наш взгляд, курсы важны не только объемом новых знаний, передаваемым приемным родителям, сколько возможностью обменяться своим опытом, поделиться радостями и сложностями в воспитании приемных детей, узнать от своих же коллег – что ты делаешь «так», а что «не так». Задачей отдела образования является социально-педагогическое, психологическое и правовое консультирование кандидатов в приемные родители и собственно приемных родителей. Мы благодарны приемным родителям за их вопросы, обеспокоенность будущим приемных детей и желание помочь приемным детям найти правильное место в жизни. Всегда с интересом обсуждаем «трудные» жизненные случаи, со многими приемными семьями поддерживаем «обратную связь». Думаем, читателям нашей рубрики будет интересно прочесть историю одной приемной мамы и оценить ее профессиональный и человеческий вклад в судьбу приемных детей.
Профессия приемной мамы особенная. Уникальным образом в ней сочетается профессионализм, рассудочность и безграничная любовь к детям. При этом каждая приемная семья – уникальна: собственный, присущий только этой семье, семейный уклад, стиль и способ общения и воспитания, детско-взрослых отношений, обычаи и традиции – все это, в будущем, станет предметом научного и широкого общественного осмысления. А пока из года в год растет число приемных семей. Значит, все больше людей, для которых возможность помочь ребенку, оказавшемуся в беде, становится профессиональным делом.
ДЕТСКИЙ ДОМ СЕМЕЙНОГО ТИПА
Детский дом семейного типа – семья, принявшая на воспитание от пяти до десяти детей-сирот и (или) детей, оставшихся без попечения родителей (далее – воспитанники), в рамках которой супруги или отдельные граждане выполняют обязанности по воспитанию детей на основании договора об условиях воспитания и содержания детей и трудового договора.
Родители-воспитатели детских домов семейного типа обязаны воспитывать детей, заботиться об их здоровье, нравственном и физическом развитии, создавать необходимые условия для получения ими образования, готовить их к самостоятельной жизни. Родители-воспитатели несут за воспитанников детского дома семейного типа ответственность в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Права родителей-воспитателей не могут осуществляться в противоречии с интересами детей.
Время работы в качестве родителей-воспитателей засчитывается в общий трудовой стаж. Родители-воспитатели являются педагогическими работниками и имеют право на оплачиваемый отпуск, премии и т.д. На детский дом семейного типа устанавливается 1,5 штатной единицы родителей-воспитателей.
Передача детей в детский дом семейного типа не влечет за собой возникновения между родителями-воспитателями и воспитанниками алиментных и наследственных правоотношений. За приемными детьми сохраняются все льготы и социальные гарантии детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей. Государство помогает в организации оздоровления и летнего отдыха детей, оформлении ребенка в учреждение образования.
Передача ребенка в детский дом семейного типа осуществляется с учетом его мнения. Передача в детский дом семейного типа ребенка, достигшего возраста 10 лет, осуществляется только с его письменного согласия. Разъединение братьев и сестер, как правило, не допускается, за исключением случаев, когда это отвечает их интересам.
На воспитание в детский дом семейного типа передаются воспитанники, в том числе находящиеся в детских интернатных учреждениях, государственных специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и реабилитации, государственных учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального и высшего образования.
При подборе ребенка администрация учреждений, обязана ознакомить родителей-воспитателей с личным делом ребенка и медицинским заключением о состоянии здоровья, физическом и умственном развитии ребенка, передаваемого родителям-воспитателям.
Лица, желающие создать детский дом семейного типа (далее – кандидаты в родители-воспитатели), подают в орган опеки и попечительства по месту жительства следующие документы:
- справку о месте работы, службы и занимаемой должности кандидата в родители-воспитатели;
- справку о размере заработной платы (денежного довольствия) за предшествующий созданию детского дома семейного типа год;
- медицинское заключение о состоянии здоровья кандидата в родители-воспитатели (направление на прохождение медкомиссии выдает сектор охраны детства);
- копию паспорта;
- копию свидетельства о браке;
Органы опеки и попечительства изучают личностные особенности кандидатов, уклад жизни и традиции семьи, межличностные взаимоотношения в семье, оценивают готовность всех членов семьи удовлетворить основные жизненные потребности детей, запрашивают на кандидатов в родители-воспитатели характеризующие материалы с РОВД. Отдел образования организуют обучение кандидатов в родители-воспитатели. Родителями-воспитателями могут быть лица обоего пола в возрасте от 25 лет.
В первую очередь дети передаются на воспитание в полные семьи. При отборе родителей-воспитателей преимущественным правом пользуются лица, имеющие педагогическое, психологическое или медицинское образование, положительный опыт воспитания детей в качестве родителей, усыновителей, приемных родителей, опекунов (попечителей).
Материальное обеспечение ДДСТ:
Для создания детского дома семейного типа обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи и воспитанника должна составлять не менее 15 квадратных метров.
При формировании детского дома семейного типа орган опеки и попечительства обеспечивает его необходимым оборудованием, мебелью и мягким инвентарем.
На хозяйственное обслуживание зданий, оплату за водоснабжение, канализацию, вывоз и обезвреживание технических бытовых отходов и иные расходы, связанные с эксплуатацией зданий, дополнительно выделяются средства в соответствии с расчетными книжками либо соответствующими документами по нормам и тарифам, действующим на данной территории.
На приобретение лекарственных средств выделяются денежные средства из расчета фактических потребностей.
На содержание воспитанников детских домов семейного типа осуществляются ежемесячные денежные выплаты согласно установленным нормам расходов на питание, обеспечение одеждой, обувью, мягким инвентарем и оборудованием, учебниками, учебными пособиями и принадлежностями, предметами личной гигиены, иными предметами первой необходимости, а с семи лет – на личные расходы в порядке, установленном законодательством.
Консультацию по вопросу воспитания приемного ребенка жители Копыльского р-на могут получить в отделе образования Копыльского райисполкома по адресу: Минская область, г.Копыль, пл.Ленина, д.6, каб.48, тел. (801719) 54111 и в государственном учреждении образования «Социально-педагогический центр Копыльского р-на» по адресу: Минская область, г.Копыль, ул.Тимковичская, 9, тел. (801719) 56383