Презентация
Цель мастер-класса: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов.
Задачи:
систематизировать приемы и методы создания ситуации успеха учащихся на уроке;
проанализировать влияние успеха на различные аспекты деятельности учащихся, развитие мотивационной сферы;
создать банк данных «Ситуации успеха на уроке» для правильного формирования личности школьника.
Оборудование: план работы, правила работы в группе, карточки, клубок ниток, ватман, карандаши.
Ход занятия
Организационно-мотивационный этап.
Добрый день, уважаемые коллеги! Мне очень приятно видеть вас сегодня на мастер-классе «Педагогические приемы создания ситуации успеха на уроке отечественной и мировой художественной культуры». Я надеюсь на ваше сотрудничество и активную деятельность.
Теоретический блок.
За последние годы словосочетание «ситуация успеха в учебной деятельности» стало привычным. Никто не оспаривает тот факт, что именно положительные эмоции могут стать важнейшим стимулом для ребенка в учебной деятельности. Когда говорят о ситуации успеха, то обычно подразумевают, что предназначена она для учащегося. Но ведь современное образование имеет двусторонний характер. Таким образом, учитель, создавая ситуацию успеха для учащегося, получает свою порцию успеха от ученика (результативное участие в интеллектуальных и творческих конкурсах). Нашей задачей является систематизировать приемы и методы создания ситуации успеха учащихся на уроке, а также создать педагогический «банк данных ситуации успеха».
Что же такое успех?
Что для вас успех?
А для меня успех….
(УДАЧА, здоровье, учёба, семья, образование, друзья, победа, счастье, известность, работа, вера, трудолюбие, привычки, умение)
- Вот видите, как много значений имеет понятие «успех». А вот какое определение успеха даётся в словаре Ожегова:
Успех –
1. Удача в достижении чего-нибудь.
2. Общественное признание.
3. Хорошие результаты в работе, учёбе.
Успех учителя заключается ещё и в том, чтобы вовремя успеть помочь ребёнку поверить в свои силы. Успех — как бабочка, может коснуться своим крылышком и окрылить, дать силы для преодоления трудностей. А может пролететь мимо.
Быть хорошим учителем сейчас это значит ежедневно создавать ситуацию успеха для ребят на уроке.
Работаем так:
Изучаем
Обсуждаем
Обобщаем
Представляем итоги.
Чтобы легко работалось, берём с собой хорошее настроение. Я хочу предложить вам участие в одной интересной игре.
Игра «Клубок дружбы».
Материал: клубок ниток, карточки с незаконченными предложениями.
Инструкция. Зажмите свободный конец нити крепко в руке и передайте клубок напротив. Участник вытягивает карточку и заканчивает написанное на ней предложение.
Предложения на карточке.
Я доверяю людям, которые…
Самая большая радость для меня – это… мой успех, когда всем хорошо
Я люблю, когда…
Я горжусь тем, что…
Моя сильная сторона в образовательной деятельности - …
Думаю, что самое важное для меня…
Человек, которому я могу доверять…
Мои друзья…
Самое большое достижение в моей жизни…
Я ценю в людях…
Я чувствую себя уверенно,
когда …
Человек считается успешным, если…
Таким образом клубок передается дальше и дальше, пока все участники не окажутся частью одной постепенно разрастающейся паутины.
Рефлексия.
Как вы думаете, почему мы составили такую паутину? (Создание дружеской атмосферы взаимопомощи, взаимоуважения, взаимопонимания, доверия, доброжелательного и открытого общения друг с другом).
Вывешиваем в банк данных «Ситуации успеха на уроке» -атмосфера сотрудничества.
Групповая работа.
Мы с вами перед началом мастер- класса распределились по группам. Для группового обсуждения мнений и принятия какого-либо решения рекомендую соблюдать правила работы в группе:
Обязательное участие каждого в работе группы на протяжении всего занятия.
Откровенность и доброжелательность в общении.
«Работаем без погон», то есть все равны в общении без учета заслуг, знаний и педагогического стажа.
Четко и ясно выражайте свои мысли, стремитесь «сделать себя понятным» себе и другим.
Помните, что каждый участник ответственен за результат работы всей группы, а группа – за каждого.
И я предлагаю следующие задания для групп. В центре нашего внимания сегодня находится всеми известная картина Фёдора Решетникова «Опять двойка». Эта картина понятна всем, кто имеет отношение к школе.
Задание для 1 группы.
Вам при помощи памятки нужно описать картину. Обратить внимание на выделенные понятия.
Задание для 2 группы.
Вам представлена картина, её описание. Вам необходимо определить критерии, по которым вы будете оценивать ответ учащихся. Группа разрабатывает критерии оценивания анализа художественного произведения.
Задание для 3 группы.
А вы знали, что Фёдор Решетников написал серию картин связанных общей тематикой. Я предлагаю вам установить хронологию написания картин, используя ПОПС - формулу.
Задание для 4 группы.
Приём «Эврика». Суть состоит в том, чтобы создать условия, при которых ребенок, выполняя учебное задание, неожиданно для себя пришел к выводу, раскрывающему неизвестные для него ранее возможности. Он должен получить интересный результат, открывший перспективу познания. Заслуга учителя будет состоять в том, чтобы не только заметить это личное “открытие”, но и всячески поддержать ребенка, поставить перед ним новые, более серьезные задачи, вдохновить на их решение. Нужно помнить, что:
успех открытия надо долго и терпеливо готовить, открывая ребенку возможные связи, отношения между тем, что он достиг, и тем, что ему пока достичь не удается;
ребенку следует постоянно внушать, что он может достичь недоступного, что в нем хватит сил, ума. Нужно внушение, поддержка, установка на завтрашнюю радость;
ребенок должен быть убежден, что успехом он обязан, прежде всего, самому себе.
Задание. Верное ли утверждение? Выбрать верные на ваш взгляд утверждения и объяснить, почему вы так считаете.
Федор Решетников написал картину «Опять двойка» в 1952 году. Она является одним из трех полотен, связанных между собой общей тематикой.
Если следовать хронологии, то первой написанной картиной стала «Прибыл на каникулы». Художник изобразил юного суворовца, который приехал на каникулы к своим родным. Видно, что мальчик гордится своим положением, да и дед встречает его, как подобает солдату, по стойке смирно.
Изначально Решетников задумал вторую картину о мальчике-школьнике в другом ключе – с рабочим названием «Опять пятерка».В следующей своей работе Федор Павлович решил делать главным героем отличника. Для этого он отправился в школу и попросил учителя присутствовать на уроке, чтобы понаблюдать за детьми. К доске вызвали отличника и задали ему простенькую задачу, но к всеобщему удивлению, мальчик не справился и стоял с поникшей головой. Он очень растерялся, полагая, что художник на задней парте, это проверяющий.
Тогда Решетникову пришел в голову другой замысел – написать картину о двоечнике. Сначала художник задумывал изобразить мальчика в классе возле доски, но потом перенес действие в дом.
На роль главного героя прекрасно подошел взъерошенный юный вратарь из соседнего двора. Федор Павлович на всякий случай не стал ему говорить, что мальчик играет роль двоечника.
Сложнее всего было с собакой – она отказывалась стоять на двух лапах. Тогда пришлось купить колбасы. Хозяин манил пса кусочком колбасы, и она принимала нужную позу. Так продолжалось до тех пор, пока лакомство не закончилось. Кстати, на заднем плане стене виднеется картина предыдущая
картина художника «Прибыл на каникулы».
Завершающей картиной этой «трилогии» стала «Переэкзаменовка». На этот раз действие происходит в деревне. Мальчику необходимо подготовиться к переэкзаменовке, и он абсолютно несчастлив, т. к. друзья зовут его гулять на улицу.
И снова на стене видна предыдущая картина Решетникова, подчеркивая преемственность тематики.
Картина считается шедевром советской живописи. «Прибыл на каникулы» тут же растиражировали на репродукции. Тринадцать миллионов экземпляров открыток с кадетом и его дедушкой было выпущено за все время в Советском Союзе. В СССР этот рекорд так и не был побит. В 1949 году Федор Решетников получил Сталинскую премию второй степени. Не в последнюю очередь, думается, из-за картины про кадета.
Для двух картин Федору Решетникову позировал соседский мальчишка. Правда, когда узнал, что должен будет изображать не отличника, а двоечника, наотрез отказался.
«Переэкзаменовка» популярности в народе не снискала. Сегодня ее знают меньше всего. «Опять двойка» и «Прибыл на каникулы» хранятся в Третьяковке. Но в постоянной экспозиции мы их не нашли. Как рассказали в пресс-службе галереи, они сейчас находятся в запасниках, иногда выдаются на выставки. А «Переэкзаменовка» Россию покинула – ее можно увидеть в украинском Горловском художественном музее.
Работами «Опять двойка» и «Прибыл на каникулы» вдохновлялись и кинематографисты, и аниматоры. Мальчик-двоечник стал героем серии «Ералаша», а также одного из эпизодов мультфильма о Мурзилке, где получил имя Коля.
Персонажей картины «Прибыл на каникулы» - паренька-кадета, его дедушку и собаку в Санкт-Петербурге отлили из бронзы. Скульптуру можно увидеть на территории суворовского военного училища. Ее автор - Карэн Саркисов.
Анализ работы в группах.
1 группа. В результате ответов первой группы вывешиваем в банк данных «Ситуации успеха на уроке» - работа с опорой на что-либо…..
2 группа.
В результате ответов второй группы вывешиваем в банк данных «Ситуации успеха на уроке» – знание критериев оценивания.
3 группа. В этом задании использовался частично поисковый метод. Умении установить связи и делать выводы. А всё это способствует формированию интереса к учебному предмету.
В результате ответов третьей группы вывешиваем в банк данных «Ситуации успеха на уроке» - формирование интереса к учебному предмету.
4 группа. В результате ответов четвёртой группы вывешиваем в банк данных «Ситуации успеха на уроке» - чем шире кругозор, тем успешнее и увереннее в себе чувствует себя человек, интересные факты, формирование кругозора.
Творческое задание.
Обязательными на уроке являются творческие задания.
Я предлагаю выполнить следующее задание. Мы с вами составим рецепт приготовления хорошего занятия. Перечислите самые лучшие положительные эмоции, которые способствуют сохранению дружелюбной атмосферы на протяжении всего занятия.
Свой рецепт вы можете представить в любой форме: нарисовать, это может быть схема, коллаж). В рецепте должно быть не менее 7 составляющих – их оригинальность подачи.
Вывешиваем в банк данных «Ситуации успеха на уроке» -- творческий проект.
Педагоги предлагают свои варианты, затем появляются на слайде готовые ответы.
Ведущий. Добавьте в каждое занятие по одной порции мудрости, терпения, храбрости, работоспособности, оптимизма, преданности своему делу, вольнодумия и свободомыслия, доброты, отдыха и заботы о здоровье, доброго юмора, такта, веры в каждого ребенка.
Работа в группах. Составление синквейна.
Продолжаем работу в группах. Составим синквейн. Напоминаю, что синквейн – это пятистрочная стихотворная форма, в которой человек высказывает свое отношение к чему-то или к кому-то. Порядок написания Синквейна ( каждая группа на А-4 составляет свой).
Первая строка – одно ключевое слово (имя существительное), определяющее содержание синквейна.
Вторая строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие.
Третья строка – три глагола, описывающих действие понятия.
Четвертая строка – короткое предложение, в котором автор высказывает свое отношение к описываемому предмету.
Пятая строка – одно слово, обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием.
Каждая группа читает, какой синквейн у них получился.
А вот что получилось у меня:
Мастер – класс
Полезный, нужный.
Обучает, расширяет, сближает
Мастер-класс – это опыт!
Общение.
Подведение итогов. Рефлексия.
Успех является источником внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться. Ребенок испытывает уверенность в себе и внутреннее удовлетворение. На основе всего этого, можно сделать вывод: успех в учебе – завтрашний успех в жизни!
И закончить наше занятие хочется словами притчи.
Сидит старик у обочины и смотрит на дорогу. Видит: идет человек, а за ним еле поспевает маленький мальчик. Человек остановился, велел ребенку подать старику воды и дать кусок хлеба из запасов.
– Что ты тут делаешь, старик? – спросил прохожий.
– Жду тебя! – ответил старик. – Тебе ведь доверили этого ребенка на воспитание?
– Верно! – удивился человек.
– Так бери с собой мудрость:
Если хочешь посадить человеку дерево, посади плодовое деревцо.
Если хочешь подарить человеку лошадь, дари лучшего скакуна.
Но если доверили тебе ребенка на воспитание, то верни его крылатым.
– Как я это сделаю, старик, если сам не умею летать? – удивился человек.
– Тогда не бери мальчика на воспитание! – сказал старик и направил взор на небо.
Прошли годы.
Старик сидит на том же месте и смотрит в небо.
Видит: летит мальчик, а за ним – его учитель.
Они опустились перед стариком и поклонились ему.
– Старик, помнишь, ты велел мне вернуть мальчика крылатым. Я нашел способ... Видишь, какие выросли у него крылья! – сказал учитель гордо и с лаской обвел крылья своего воспитанника.
Но старик дотронулся до крыльев учителя, приласкал их и прошептал:
– Меня больше радуют твои крылья.
Вывод.
Нам, учителям, нужно приложить много усилий, чтобы не только воспитать «крылатого» ребенка, а самим научиться летать.
Мы с вами применили несколько кирпичиков для создания ситуации успеха, но есть еще один и очень немаловажный - «Позитив». Ребенок должен научиться относиться к жизни позитивно и принимать себя таким, каков он есть!!!
Итак, подходит к концу наш мастер –класс.
Уважаемые коллеги! Благодарю, Вас за общение! Давайте подведѐм итоги! Мы с Вами сегодня раскрывали сущность понятия « Ситуации успеха на уроке», поговорили о методах и приѐмах, а также на практике посмотрели, как можно применять эти методы. И в завершении хотелось бы, чтобы вы продолжили фразу:
А, напоследок, я скажу…
Уходя с мастер-класса, я…
Мне хочется сказать…
Мой совет коллегам…
Спасибо за работу!
Успехов всем и успешных вам учеников!!!
разгарнуць » / « згарнуць