Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Актуальные направления

Актуальные направления совершенствования организации шестого школьного дня в сельской местности

1.Организационно-педагогические условия повышения эффективности воспитательной работы в шестой школьный день на селе.
2.Основные направления воспитательной работы с сельскими учащимися в шестой школьный день.
3.Особенности организации кружковой и клубной деятельности в системе воспитательной работы сельского учреждения образования.
4.Организация разновозрастных групп учащихся в рамках «Открытой субботней школы».
5.Воспитательная работа с учащимися, находящимися в социально опасном положении и нуждающимися в государственной защите. Работа с сельской семьей.
6.Организация зональных воспитательных мероприятий на базе учреждений образования агрогородков.
Заключение.
Приложение.
 
Введение.
 
В вопросах организации шестого школьного дня учреждениями образования страны накоплен определенный позитивный опыт. В этот день недели учащимся предлагаются разнообразные мероприятия, направленные на укрепление их физического и морального здоровья, интеллектуального развития и личностного становления. Задача обеспечения эффективного функционирования воспитательного процесса в субботний день является в настоящее время неотъемлемой составляющей деятельности образовательных учреждений. Вопросы шестого дня находят отражение в планировании работы, системе административно-управленческой деятельности, функционировании методической сети, осуществлении внутришкольного контроля. При этом, как показывает практика, в учреждениях образования, расположенных в сельской местности, воспитательная работа в шестой школьный день имеет определенную специфику, которая должна учитываться педагогическими коллективами.
Менее развитая по сравнению с городом социокультурная инфраструктура села (отсутствие театров, музеев, концертных и выставочных залов, спортивных сооружений, недостаточное развитие сети внешкольных учреждений, библиотек и др.) ограничивает спектр досуговой деятельности учащихся и обуславливает специфику воспитательной работы в шестой школьный день. Наличие данной особенности и необходимость оказания методической помощи педагогическим коллективам сельских общеобразовательных учреждений в вопросах организации воспитательного процесса в субботу вызвало необходимость подготовки данных рекомендаций, актуальность которых возрастает и в свете масштабной работы, проводимой в настоящее время в соответствии с Государственной программой возрождения и развития села на 2005 - 2010 годы[1], и направленной на интенсивное развитие сельскохозяйственного производства, социокультурной сферы в сельских регионах страны.
Устойчивое социально-экономическое развитие сельских территорий, способствующее формированию необходимых условий для жизнеобеспечения населения, придания привлекательности сельскому образу жизни и труду, достижения установленных социальных стандартов влечет за собой преобразование сельских населенных пунктов в благоустроенные поселки - качественно новые типы сельских поселений - агрогородки1. В связи с этим значительно возрастают роль и значение учреждений образования, функционирующих в агрогородках, которые должны выступать сегодня как центры воспитательной и социокультурной деятельности в сельском регионе.
1.Организационно-педагогические условия повышения эффективности воспитательной работы в шестой школьный день на селе.
Министерство образования обращает внимание педагогических коллективов на то, что организация шестого школьного дня как в городе, так и на селе, должна восприниматься педагогическими коллективами как сложный комплексный процесс, затрагивающий всех участников образовательного процесса, т.к. его эффективность напрямую зависит от коллегиального подхода в построении модели деятельности, выработке индивидуальной, специфической для каждой школы и каждого ученика формулы субботы. В этих целях в сельских учреждениях образования могут создаваться и функционировать общественные органы - центры, советы, группы и т.д. - по планированию и организации шестого дня недели. В деятельность таких формирований необходимо включать представителей администрации, родительской общественности, ученического актива, классных руководителей, учителей-предметников, библиотекарей, специалистов социально-педагогической и психологической службы. Во всех общеобразовательных учреждениях в функциональных обязанностях педагогических работников должны быть определены содержание и задачи деятельности по организации субботнего дня.
«Автономность» организационно-педагогических действий при организации воспитательной работы с учащимися на селе связана также с удаленностью сельских школ друг от друга и отсутствием регулярного транспортного сообщения между населенными пунктами. Определенные затруднения возникают при организации шестого дня и в сельских школах, контингент учащихся которых формируется приблизительно в равном соотношении как из числа детей, непосредственно проживающих в данном населенном пункте, так и прибывающих в школу за счет организованного подвоза. Однако отсутствие четко налаженной системы подвоза в субботу становится причиной невозможности использования коллективных форм различных видов внеурочной и внеклассной деятельности. Поэтому районным отделам образования совместно с местными органами исполнительной власти следует решить вопрос обязательного обеспечения в субботу подвоза учащихся в школы и организации их горячего питания.
В зависимости от наличия в школе профильного обучения целесообразно дифференцировать формы проведения субботнего дня для учащихся, включенных в этот день в учебный процесс и не занятых в нем. Для учащихся, задействованных в процессе профильного обучения, целесообразно проведение 2-4 уроков после чего они тоже должны иметь возможность участвовать в плановых воспитательных мероприятиях. Учащиеся, не занятые в процессе профильного обучения, должны включаться в различные формы внеурочной и внеклассной работы с момента прибытия в школу, при этом программы подготовки и проведения массовых мероприятий, коллективных творческих дел и пр. целесообразно строить так, чтобы в них были задействовано максимальное число учащихся школы.
О предстоящих субботних делах следует объявлять заранее. При этом каждый раз это должно быть, по возможности, что-то новое - ведь у каждого класса свой план воспитательной работы, свои задумки - в зависимости от поры года, учительских предложений и детской фантазии. Воспитательные и материально-технические ресурсы учреждения образования, внешкольных учреждений, организаций физкультуры и спорта, социокультурной сферы сельского района (на основе соответствующих договоренностей, региональных межведомственных комплексных программ и т.п.) должны быть максимально задействованы в этот день. Не должны пустовать актовые, спортивные залы, библиотеки, музеи и пр.
Посещаемость учащихся в субботу, как показывает анализ работы учреждений образования в этот день, как правило, хорошая, но, при этом, следует заметить, что если ученику необходимо в выходные помочь родителям на приусадебном участке или съездить с ними в районный центр и др. - препятствий со стороны классного руководителя, безусловно, не должно быть. Следует максимально вовлекать в процесс организации и проведения увлекательных субботних мероприятий родителей, бабушек-дедушек учащихся. К их услугам должна быть социально-педагогическая и психологическая служба, где каждый из них может получить квалифицированную помощь, если с ребенком возникли какие-либо проблемы.
При создании и реализации собственной модели организации деятельности учащихся в шестой школьный день каждому педагогическому коллективу, в первую очередь, необходимо ответить на вопрос: Какой должна быть деятельность в школе с точки зрения ее достаточности для того, чтобы каждый ученик мог найти себе дело по душе, т.е. согласно своим способностям? Ведь не секрет: ребенку нравится то дело, которое у него лучше получается, ибо к нему есть задатки. Поэтому сельской школе, несмотря на ограниченность имеющихся у нее ресурсов, надо стремиться к гармоничной, целесообразной организации разнообразных видов деятельности, чтобы каждый ребенок имел как можно больше возможностей для развития, самоутверждения и самореализации.
Физкультурные клубы, спортивные секции, технические, художественные кружки, театральные, музыкальные студии, объединения по интересам, газеты, теле- и радиостудии и др. – все это организационные формы детского самопроявления и творчества, призванные в шестой школьный день предоставить условия для выявления и развития тех задатков и способностей школьников, которые не всегда удается педагогам выявить в учебной деятельности.
Даже самому проблемному, «трудному», педагогически запущенному школьнику, нужно помочь найти себя в спорте, труде, туризме, краеведении, волонтерской деятельности, в художественном и техническом творчестве и др.
2.Основные направления воспитательной работы с сельскими учащимися в шестой школьный день
Организуя воспитательную работу в шестой день недели, особое внимание следует уделять различным аспектам гражданско-патриотического, духовно-нравственного, трудового, экологического и эстетического воспитания, формированию здорового образа жизни через информационно-просветительскую, коллективно-творческую и социально полезную, спортивно-массовую и физкультурно-оздоровительную деятельность.
Сегодня организация воспитательной деятельности в шестой школьный день не мыслится без повышения активности физкультурно-массовой и спортивно-оздоровительной работы.Эффективность физкультурно-оздоровительных мероприятий основана на укреплении физического и психического здоровья детей, снижении уровня заболеваемости, повышении умственной работоспособности и воспитании навыков здорового образа жизни. Исходя из этого, одной из приоритетных задач деятельности отделов и учреждений образования является необходимость совершенствования организационных форм физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в шестой день в сельской местности. С этой целью необходимо сделать значительный шаг в укреплении материально-технической базы сельских учреждений образования, приобретении ими достаточного количества необходимого спортивного инвентаря и оборудования, более широкого использования возможностей районных спортивных центров и комплексов.
В связи с ограниченностью контингента учащихся в сельской школе целесообразно проведение спортивных соревнований по индивидуальным видам спорта или не требующих многочисленной команды (мини-футбол, различные эстафеты и т.д.). Большую пользу в этом плане предоставило бы возрождение таких видов как городки, лапта и т.д., не требующих для занятий ими сложного оборудования.
1 февраля текущего года стартовала республиканская акция «Здоровый я – здоровая страна», целью которой является формирование мотивации к регулярным занятиям физкультурой и спортом, совершенствование деятельности всех учреждений образования страны по формированию навыков здорового образа жизни детей и учащейся молодежи, сохранению и укреплению здоровья. Мероприятия республиканской акции будут проводиться как в учебном году, так и в каникулярный период, а важнейшими показателями их эффективности станут такие, как: охват учеников систематическими занятиями спортом; приобщение их к занятиям в кружках и секциях физкультурно-спортивной направленности, обеспечение общеобразовательных учреждений высококвалифицированными специалистами и др. Для того, чтобы данная акция приобрела в сельской местности действительно массовый характер, ее мероприятия должны охватить всех: детей, педагогов, родителей. Обращаем внимание педагогических коллективов на то, что каждая вторая суббота месяца объявлена Днем здоровья с проведением в его рамках физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых праздников, викторин, олимпиад, конкурсов, совместных мероприятий с участием родителей и др. 
Определенное развитие на селе получила организация в шестой день туристской и краеведческой деятельности. Работа по краеведе­нию в сельском социуме может объединить всех: детский сад, предприятия, школу, клуб и т.д. Воспитание в сельской школе должно быть неразрывно связано с языком, культурой, традициями, обрядностью народа, укреплять связи между поколениями, воспитывать любовь к родному дому, краю, стране, прививать чувство принадлежности к народу, ответственности за продолжение и честь своего рода. В ходе такой работы используются народная песня, музыка, танец, национальная одежда, развиваются традиционные промыслы, изучается история, проявляется забота о родной природе, памятниках старины. Несомненно, и детям, и взрослым интересно изучать историю родного края, его культуру, быт. В то же время «законсервированные» в школьном музее, грамотно описанные и разложенные в папки или па стендах, эти знания теряют действенность. Только сплетенные с настоящим (через родословные семей, проведение аналогий с сегодняшним днем и др.), они стано­вятся эффективной основой и средством воспитания гражданина.
Проведение работы по данному направлению особенно актуально в свете республиканской акции “Жыву ў Беларусі і тым ганаруся”, стартовавшей в 2006 году и главной задачей которой является изучение школьниками родного края через участие в походах, экскурсиях, в благоустройстве и др., а также отражение своих впечатлений в творческих работах. Утверждены положение о проведении творческих конкурсов (видеофильмов – “Радзіма мая дарагая”, фотоснимков “Край мой беларускі”, рисунков – “Мой родны кут”, литературного – “Айчына маімі вачыма”, а также положения и условия проведения республиканского конкурса музеев учреждений образования и конкурса на лучший проект краеведческого маршрута.
Министерство образования обращает особое внимание педагогических коллективов сельских учреждений образования на конкурс по составлению карт-схем малой родины. На карты необходимо нанести определенные детьми историко-культурные и природные богатства регионов. Для этих целей РУП «Белкартография» специально выпустило контурные карты крупного масштаба, которые получили ответственные секретари по проведению акции каждого района страны. До апреля 2008 года планируется на основе карт, созданных школьными коллективами, выдать карту Беларуси такого необычного содержания, что, безусловно, станет хорошим подарком для каждого жителя страны[2].
Одним из основных направлений воспитательной работы сельских общеобразовательных учреждений является трудовое воспитание учащихся, основанное на современных подходах. Традиционно используемые формы работы, безусловно, достаточно эффективны и, как правило, предусмотрены в воспитательной системе каждой сельской школы. Однако в воспитании трудолюбия и положительного отношения к труду есть еще и социально-нравственный аспект, предполагающий осознание каждым ребенком того, что человек не может жить без труда, что все создано трудом. В этом могут помочь такие, к сожалению, сейчас уже достаточно мало используемые в сельских школах формы и методы воспитательной работы, как беседы и диспуты («Зачем человеку трудиться?»), встречи с людьми труда.
Большой интерес вызывает у большинства учеников работа на пришкольном участке, когда они выращивают рассаду и овощи, делают заготовки впрок, тем самым обеспечивая необходимыми продуктами школьную столовую, что позволяет сделать горячее питание в школе доступным всем детям без исключения. Хороший результат дает организация совместных общественно полезных дел: субботников по благоустройству школьной территории, строительству спортивной площадки, катка, озеленению села и окрестных деревень, уходу за захоронениями погибших воинов, по оказанию помощи пожилым людям и др., где на равных трудятся и учителя, и дети.
Существенное значение в трудовом воспитании и духовном развитии сельских учащихся могут играть занятия по декоративно-прикладному искусству. Раскрывая огромную духовную ценность изделий народных мастеров, такие занятия формируют эстетический вкус школьников, позволяют вооружать учащихся техническими знаниями, развивать у них трудовые умения и навыки, вести психологическую и практическую подготовку к труду. В школе должны находить место такие виды декоративно-прикладного искусства, в процессе освоения которых устанавливались бы прочные межпредметные связи. Вместе с тем немалое значение имеет соответствие выбранных видов прикладного искусства требованиям школьной гигиены и безопасности труда. Непременным условием является также доступность материалов и необходимое количество инструментов, применяемых для создания изделий.
Для приобщения подрастающего поколения к условиям развивающейся новой экономики на селе могут быть разработаны и реализовываться в шестой школьный день проекты экономического образования учащихся («Сельский дом и семья», «Фермерская школа», «Хозяин (хозяйка) сельской усадьбы», «Юный агроном» и др.) [12, с.33-36]. 
С учетом малочисленности педагогических коллективов сельских школ, целесообразно развивать различные формы внеурочной деятельности учащихся по предметам учебного плана (например, «Литературная гостиная», «Исторический театр», «Лаборатории юных исследователей» и др.), используя профессиональную подготовку классных руководителей как учителей-предметников. При этом, если использование таких форм носит долговременный и системный характер, а содержание их деятельности оформлено в виде программы, утвержденной в соответствующем порядке, оплату педагогу можно производить как за счет школьного компонента, так и за счет организационно-воспитательных часов.
3.Особенности организации кружковой и клубной деятельности в системе воспитательной работы сельского учреждения образования
Не отрицая места и роли массовых мероприятий в системе воспитательной работы сельской школы, предпочтительными являются формы индивидуальной работы с учащимися и в малых группах. Необходимо отметить, что на селе учреждениями образования еще не достаточно эффективно в шестой школьный день используется такая форма воспитательной работы с учащимися, как кружковые объединения. Работа кружков должна быть основана на анализе запросов учащихся, ориентирована на формирование творчески развитой и социально активной личности. Вместе с тем, во многих сельских школах остается проблемой низкая посещаемость учащимися кружков в шестой день, что, как правило, связано с однообразием предлагаемых направлений деятельности, неактуальностью содержания, нерациональностью режима работы, низким уровнем работы по глубокому изучению запросов и интересов детей и их родителей.
Для удовлетворения разносторонних интересов детей младшего школьного и раннего подросткового возрастов во внеклассной деятельности в сельской школе с учетом ограниченности контингента не только учащихся, но и педагогического коллектива целесообразно предусмотреть возможность создания системы «плавающих» кружков. Работа таких кружков планируется на основании блочно-модульного подхода: носит недолговременный характер (четверть, полугодие), содержание наполняется наиболее типичными, «яркими» видами деятельности с целью заинтересовать ребенка и дать попробовать собственные силы в предлагаемом занятии. Это позволяет, с одной стороны, увеличить диапазон предлагаемых каждому ребенку возможностей выбора видов и содержания деятельности в соответствии с его интересами и склонностями, а с другой стороны, такой подход к планированию и организации кружковой работы способствует формированию у учащегося представлений не только о разных видах деятельности, но и о собственном потенциале.
Перспективной представляется организация кружковой работы в школе по мультивариантной системе, при котором в школе одновременно работает несколько кружков, а учащиеся могут каждую из суббот посещать любой из них. В связи с переменным составом кружковцев их список жестко не фиксируется, но администрация школы должна осуществлять контроль за тем, чтобы каждый ученик работал хотя бы в одном кружке, и своевременно менять номенклатуру кружков с тем, чтобы исключить случаи, когда на занятия какого-нибудь их них ученики не приходят вовсе.
В каждой сельской школе или ее микрорайоне должно быть столько объединений по интересам, чтобы каждый ребенок мог найти себе место и дело по душе, чтобы он знал, что его там ждут, ему рады и его туда примут. При этом такими объединениями должны руководить мастера своего дела, чья приоритетная задача – помочь каждому ребенку выявить свой талант и обрести призвание.
Большим воспитательным потенциалом обладают разновозрастные объединения клубного типа. Клубная деятельность может стать особой сферой жизни учащихся в небольшом коллективе сельской школы и объединять практически всех участников педагогического процесса (педагогов, учащихся, родителей). Разнообразие клубной деятельности возможно при условии привлечения в школу широкой общественности, местных умельцев-энтузиастов, которые могут работать с детьми, а также специалистов района, объединенных в передвижные коллективы (что особенно актуально для сельской местности). В отдельных случаях возможна организация досуговой деятельности и воспитательной работы по месту жительства какой-то части учащихся данной школы (в сельском Доме культуры или библиотеке, с народным умельцем, имеющим склонность к работе с детьми и т.д.). Решение о применении данных форм должно приниматься администрацией школы только после тщательного обследования условий проведения занятий, личностных качеств взрослых, которые будут привлекаться к их проведению, и, по возможности, после перспективного планирования данной работы. Эти мероприятия и формы работы обязательно отражаются в плане воспитательной работы (или в комплексно-целевой программе) школы и соответствующим образом контролируются.
Хорошей перспективой развития клубной деятельности в условиях сельской школы является объединение родственных форм и методов клубной работы с целью их координации и упорядочения в воспитательные центры (физкультурно-спортивный, трудовой, туристско-краеведческий, гражданско-патриотический, экологический, театральный, музыкальный, читательский, компьютерный, медиа-центр, центры милосердия, изобразительного искусства и декоративно-прикладного творчества и др.).
Хорошо, когда проводится собеседование с коллективами классов, группами учащихся, каждым учеником в отдельности на предмет выяснения, на каком поприще им бы хотелось бы себя попробовать и добиться хороших результатов. Помогает организации интересных, занимательных дел в шестой школьный день проведение игры «Аукцион», когда ученики, педагоги, родители, разбившись на малые группы по 3-4 человека, придумывают какие-либо интересные дела, которые они бы хотели провести в классе, клубе и т.п. Затем эти предложения записываются в рекламной форме на картоне или плакатах сопровождения. Ведущий по присвоенным номерам выставляет каждый проект-лот на аукцион, где представители группы авторов стараются обрисовать идею и привлечь внимание покупателей. У каждого покупателя есть строго определенное количество именных фишек, которые он может истратить на участие в торгах, при этом каждая фишка выступает еще и как обязательство, желание покупателя активно участвовать в разработке и реализации проекта.
В ходе «Ярмарки проектов" создаются творческие группы, которые получают задания разработать или найти интересные задачи, задания, идеи и темы для проектирования, затем по всей школе вывешиваются условия, время и стимулы проведения "Ярмарки проектов". Оргкомитет сообщает задания для разработки и решения, в назначенное время комиссия из родителей, педагогов, учащихся, представителей общественности в торжественно оформленном зале, под фанфары, заслушивают вышедших в финал конкурсантов (в каждом классе, в каждом творческом коллективе проходят предварительная защита и выдвижение в финал наиболее удачных разработок) и принимают окончательное решение о победителях ярмарки.
В школе может создаваться Совет по изобретательству и творчеству, ежегодно публикующий условия и содержание школьных творческих мероприятий и конкурсов, а также тематику возможных проектов. В то же время любой ученик, родитель, педагог, малая группа или любая школьная организация могут выбрать предложенные проекты или представленные собственные. Совет утверждает тематику проектов, научных руководителей из числа предложенных участниками, сроки сдачи и защиты, состав жюри, возможные награды. Каждый класс или группа классов совместно с общешкольным самоуправлением, родительской общественностью, творческими объединениями может подготовить свой проект «Открытой субботней школы», который затем принимается на расширенном заседании заинтересованных сторон, назначаются общественные исполнительные органы и комиссии по проведению всех мероприятий, анализу достигнутого.
 Может вызвать интерес школьников проектирование учащихся вместе с педагогами заочных экскурсий по городам и странах. В итоге все созданные проекты образуют в совокупности некую систему, позволяющую ее участникам узнать, увидеть, понять и полюбить то удивительное, что отличает каждый город, улицу, страну, лучших представителей различных профессий, носителей культуры, выдающихся деятелей науки, спорта и др. Варианты проектов могут быть следующие: «Лучшие трудовые династии нашего села», «История по улицам идет», «Жил был умелец один», «Они прославили нашу деревню (село)», «Расскажи ты мне, дорога», «Какая музыка звучала», «Я встретил Вас» и др. Эти проекты не требуют защиты. Их цель - собрать необходимую информацию, звуковой и видеоряд и представить это в самых различных (игровые традиции, кино-, видео-, радио-материалы, открытки, вещи как свидетели эпохи и т.д.) формах зрителям и слушателям. Здесь главное - добиться интереса, удивления и восхищения школьников [20]. Проекты могут носить гражданско-патриотический, физкультурно-спортивный, историко-краеведческий, трудовой, художественно-творческий, изобретательский характер. Добавим, что цель любого проекта: повышение качества воспитательного процесса, создание наилучших условий для деятельного, продуктивного творческого досуга учащихся.
В сельской местности также есть немало возможностей для инте­ресных реальных экскурсий на темы: «Самое красивое место нашего села (по­селка, деревни)», «В багрец и золото одетые леса», «Весны желанные приметы», «Природа и фантазия», «Цветы наших полей», «Памятники культуры нашего края», «Осенний букет» и т.д.[3]
4.Организация разновозрастных групп учащихся в рамках «Открытой субботней школы»
 В условиях малочисленности ученических коллективов сельских учреждений образования, безусловно, невозможно обойтись без создания разновозрастных объединений (РВО) учащихся, где можно организовать ученическое самоуправление (постоянные РВО: совет музея, совет командиров и т.д.; временые: советы дел и комиссии), шефство старших над младшими, выполнение конкретной работы, требующей специальных умений и навыков (ремонт сломанной мебели, благоустройство школьной территории и др.), подготовку школьных дел, организацию праздников, торжеств, поздравлений, оказания помощи инвалидам, пожилым людям, инвалидам, ветеранам Великой Отечественной войны и труда.
Особенно благоприятные условия для создания разновозрастных объединений, организации совместной деятельности, сотворчества старших и младших школьников, родителей и педагогов, организации коллективных творческих дел имеются в школах, где нет резкой обособленности между классами, учащимися разного возраста. Опыт показывает целесообразность создания РВО в количестве 8-15 человек, что позволяет лидеру, как правило, старшему ученику, справиться с организацией работы в объединении.
Организация разновозрастных групп учащихся в рамках «Открытой субботней школы» создает хорошие возможности для реализации социальных разновозрастных детско-родительских проектов «Забота», вовлечение учащихся в экологическое патрулирование, в деятельность лаборатории полезных изобретений, операцию «Школьный двор», организацию детского школьного практического магазина-ярмарки (где под руководством талантливых учителей, родителей, мастеров, специалистов дополнительного образования дети изготавливают самые разнообразные изделия). При магазине, помимо соответствующего производства, могут открываться служба учета, проектная лаборатория, в которой придумываются и предлагаются к внедрению новые направления (возможные из них: школьная «Лесная аптека» под руководством врача, школьный Центр кулинарного искусства под руководством школьного повара и родителей, учебное модельное агентство «Кутюр», студии изобразительного и прикладного искусства, мягкой игрушки, поделок из природного материала, школьная театральная студия и др.).
5.Воспитательная работа с учащимися, находящимися в социально опасном положении и нуждающимися в государственной защите. Работа с сельской семьей.
На сегодняшний день в сельских учреждениях образования еще недостаточно эффективно работает система внутришкольного взаимодействия администрации, классных руководителей, специалистов социально-педагогической и психологической службы, родителей по разработке индивидуальных программ занятости подростков различных категорий учета на основе их интересов и склонностей в шестой день. Часто эта работа сводится лишь к формальному информированию учащихся данных категорий о проводимых в школе мероприятиях. Осуществление коррекции девиантного поведения подростков в шестой школьный день наиболее эффективно посредством их включения в иное окружение, социально ориентированные и одобряемые формы деятельности. Такую возможность в наибольшей степени предоставляют сегодня детские и молодежные общественные объединения «БРПО» и «БРСМ» и объединения по интересам. Приносит хорошие плоды вовлечение подростков, склонных к правонарушениям, в реализацию программы «Рекорды школьных фермеров», в операцию «Волонтер» и «Хозяин», в работу сервисного бюро поиска интернет-информации под заказ, в деятельность правового клуба-театра, где учащиеся изучают разные отрасли права, принимают участие в ролевых и деловых, имитационных играх и практикумах, готовят короткие спектакли на животрепещущие правовые темы и ситуации, затем обсуждают показанное вместе со зрителями. 
В последние годы неуклонно возрастает внимание государства и общественности к семье. Объявление 2007 года Годом ребенка требует дополнительных мер, максимальной концентрации сил, средств и усилий со стороны всех заинтересованных. Сегодня важнейшей задачей педагогических коллективов является формирование у молодежи соответствующей системы ценностей, повышение в их глазах престижа, положительного имиджа семьи, в том числе многодетной, приемной и опекунской; формирование идеала стабильного, официально зарегистрированного брака; воспитание ответственного родительства с раннего возраста[4].
С появлением свободного от учебы шестого дня у педагогов-психологов и педагогов социальных появилась большая возможность строить свою работу с опорой на семью. Созданный в школе клуб "Семья" («Семейные собрания», «Семейный круг» и др.) позволяет решить многие проблемы, дает возможность родителям чаще делиться опытом воспитания в семье. Услышать из уст отца или матери, а не только от педагога рекомендацию, совет, всегда полезно, да порой и более действенно. Родители получают возможность в свой выходной не только общаться с ребенком, но и участвовать вместе с ним в коллективных творческих делах, при этом ребенок имеет возможность почувствовать себя лидером, высказать свое мнение, быть участником, исполнителем и инициатором интересных дел вместе с отцом или матерью. Формы сотрудничества школы и семьи могут быть самые разнообразные: рыцарские турниры (отцы и сыновья); спортивные состязания "Папа, мама, я - спортивная семья", "Всей семьей на старт", брейн-ринг (семейные команды), КТД "Праздник труда", "День благодарения бабушек", интеллектуально-развлекательная программа для детей и их родителей "Устами младенца", круглые столы "Отцы, давайте посоветуемся",   "Профессии наших родителей", клуб веселых, находчивых семей, классные часы "Секреты семейного счастья" [25, с. 16-18].
Поскольку в большинстве сельских школ отсутствуют психологи, социальные педагоги. Целесообразным представляется формирование районных выездных групп из числа таких специалистов (передвижные консультационные пункты), которые по шестым дням учебной недели, согласно разрабатываемого отделом образования графика, посещают школы для оказания квалифицированной помощи, как педагогам, так и учащимся и их родителям. По соответствующим договоренностям, в состав этих групп могут входить медицинские работники, работники правоохранительных органов и другие специалисты, с привлечением которых можно организовывать занятия родительского университета, беседы, диспуты, круглые столы, конференции и т.д. В случае необходимости при обеспечении надлежащего контроля руководители сельских школ могут привлекать к организации и проведению внеклассных занятий и мероприятий специалистов необходимого профиля и квалификации, не имеющих педагогического образования, и оплачивать их работу в установленном порядке.
6.Организация зональных воспитательных мероприятий на базе учреждений образования агрогородков.
По установившейся традиции в субботу в учреждениях образования проводятся массовые мероприятия различного уровня: республиканские, областные, районные (олимпиады, спортивные соревнования, конкурсы и смотры самодеятельности и т.д.). Планирование таких мероприятий является перспективным и поэтому степень участия каждой школы обязательно должна отражаться в планах ее работы. Вместе с тем, учитывая ограниченные возможности значительной части сельских школ в проведении именно такого рода деятельности, целесообразно предусматривать проведение на базе образовательных учреждений, расположенных в агрогородках, зональных мероприятий, в которых задействуются близлежащие школы. При составлении плана зональных мероприятий место их проведения определяется в соответствии с тематикой мероприятий и имеющейся в школах материально-технической базой. Однако районный отдел образования при согласовании таких планов должен следить за тем, чтобы нагрузка на учреждения образования (учащихся, педагогические кадры и технический персонал, материальную базу) при подготовке и проведению мероприятий распределялась равномерно. Нельзя допускать «эксплуатирование» одних и тех же школ. Но вместе с тем, если школа сама инициирует проведение того или иного зонального мероприятия, необходимо оказывать ей всемерную поддержку.
Ни одна из школ не должна «выпадать» из такой системы работы. Целесообразно расширять круг детей и подростков, непосредственно привлекаемых к подготовке команды школы к участию в таких мероприятиях (подготовка дублеров, изготовление символики, плакатов, выступлений групп поддержки и т.д.). Необходимо привлекать к тому или иному участию в них максимальное число учеников каждой из школ-участниц, а также родителей (не только как непосредственных участников, но и в качестве зрителей, болельщиков). При организации таких мероприятий районный отдел образования обеспечивает подвоз его участников к месту проведения, осуществляет контроль за организацией питания и соблюдением необходимой техники безопасности.
Даты и места проведения всех зональных мероприятий должны быть включены в сводный районный график с тем, чтобы по возможности их могли посетить представители не прилегающих школ. О своем желании присутствовать на таком мероприятии любая школа района должна оповестить его организаторов заранее и, поскольку это связано с организацией подвоза учащихся и их питания, согласовывать свои действия с отделом образования.
Следующая за зональным мероприятием суббота может быть посвящена коллективной деятельности по отражению хода и результатов прошедшего мероприятия (выпуску стенгазет, фотогазет, чествованию победителей и др.).
Межшкольные мероприятия районного уровня также целесообразно проводить в учреждениях образования не только потому, что это позволяет использовать их материальную базу, но и потому, что педагоги, учащиеся этой школы и их родители могут привлекаться в качестве их организаторов и зрителей [8].
Заключение. 
Министерство образования обращает внимание на то, что со стороны администрации школ и органов управления образования необходим контрольне только по вопросам организационного плана, укрепления материальной базы, расстановки кадров, но и важен контроль за содержанием и результативностью воспитательной работы в шестой школьный день недели. Классным руководителям необходимо вести учет посещаемости учащимися учреждений внешкольного воспитания и обучения в субботу, иметь полные данные о родителях детей, о возможностях совместного времяпрепровождения в выходные дни и о том, чем родители могут помочь в организации и проведении воспитательной работы.
Данные рекомендации необходимо использовать с учетом традиций воспитательной работы каждой конкретной сельской школы, ее кадрового потенциала и материально-технической базы. Педагогическим коллективам при организации воспитательной работы с учащимися в субботние дни необходимо учитывать специфические особенности учебного учреждения, места нахождения, особенности микрорайона, воспитательные возможности социальной среды, уровень воспитанности учащихся, стремиться к поиску новых, более эффективных форм воспитания учащихся.
 
Приложение
Памятка
по методическому обеспечению организации воспитательной работы с учащимися в сельской местности
1.Наличие соответствующих нормативных документов, рекомендаций по организационно-содержательному наполнению 6-го дня школьной недели: Министерства образования, районного отдела образования, непосредственно учреждения образования.
2.Как доведено их содержание до сведения педколлектива, родителей, учащихся?
3.Имеется ли рекомендуемый список (перечень) литературы, нормативных документов по организации 6-го школьного дня в помощь классным руководителям, специалистам школы, педагогам.
4.Проводились ли совещания, педсоветы, МО, конференции, собрания … по вопросам 6-го школьного дня. Их тематика, рассмотрение вопросов, принятые решения.
5.Имеется ли план мероприятий, где отражены информационные, организационные аспекты организации работы в шестой школьный день.   
6.Как использована возможность создания школьного Совета по проведению 6-го школьного дня.
7.Рекламирование (с приглашением представителей, руководителей школьных объединений и внешкольных учреждений) возможностей досуговой занятости в школе, селе, районе. Какие мероприятия были проведены с этой целью для детей, их родителей?
8.Информирование родителей, детей, педагогов об организации субботнего дня в школе, населенном пункте (с указанием что, где, когда, адрес, телефон).
9.Наличие полной информации (в холле школы, у администрации школы, классных руководителей) о возможностях занятости детей в субботу.
10.Планирование:
а.Перспективное планирование организации деятельности в субботние дни учащихся, педагогов, родительской общественности, совместно с родительской общественностью и др. заинтересованными лицами (как это отражено в школьном плане, отдельных программах, планах …)
б.Координация планов с другими учреждениями, заинтересованными службами района, села
в.Как отражено планирование 6-го школьного дня в календарном плане для учащихся, родителей (в холле школы), для педагогов (в учительской) ( план по четвертям или полугодиям, месяцам…)
г.Наличие планов, графиков, расписаний работы кружков, секций, спортивного зала, работы органов самоуправления, клубов, … (и на субботний день)
д.Сводный план работы в субботний день (Когда доводится до сведения?)
е.Каковы приоритетные направления   работы с детьми в субботний день. Какова система его организации в данной школе.
ж.Планирование работы классными руководителями (с учетом общешкольных мероприятий, пожеланий учащихся класса, их родителей).
з.Каким образом осуществлялось предварительное изучение пожеланий, возможностей детей, родителей, педагогов, работников школ, внешкольных учреждений.
и.Анализ возможностей, прежде всего, школы, (микрорайона школы) совместно с другими учреждениями, службами и определение дефицита необходимых ресурсов для организации воспитательной работы с целью их последующей компенсации.
11.Анализ микроклимата семей, определение детей, родителей, которые нуждаются в педагогической поддержке, социально-педагогической и психологической помощи.
12.Занятость детей, состоящих на учете в ИДН, ВШК
13.Анализ, контроль воспитательной работы в школе в шестой школьный день.
 
Анализ пожеланий, возможностей может быть представлен в виде таблицы:
 
Направления
деятельности
ученики
родители
учителя
Фактические возможности
Дефицит
Спорт
Искусство
Наука и образование
Техника
Природа
Профессии
Экономика
Право и др.
 
 
 
 
 
По каждому разделу можно вписать в часах потребности каждой группы, можно сделать по параллелям классов.
Анализ недостающих звеньев позволит приступить к созданию программы развития системы внеурочной, внешкольной деятельности.
 
АНКЕТА для родителей
 
1.     Чем ваш ребенок хотел бы заниматься в 6-ой день школьной недели?
2.     Чем Вы можете помочь классу (школе) (организация экскурсий, бесед, кружков и т.д.)?
3.     На какие темы Вы хотели бы посетить беседы, послушать лекции? В какое время? и т.д.
 
Интересы и увлечения учащихся в шестой день недели вне школы:
 
Ф.И. учащихся
Наименование учреждения
Адрес, тел.
время
Вид занятий (кружок, секция и т.д.)
1.
2.
 
 
 
 
 
Интересы и увлечения воспитанников в шестой день недели в школе:
 
Ф.И. учащихся
Направление
Место провед.
время
Вид занятий (кружок, секция и т.д.)
1.
2.
спортивное
 
 
 
 
Литература:
1.Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь на 2006-2010 годы. (Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 28.12.2006 №132).
2.Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь: (постановлению Министерства образования Республики Беларусь от 14.12.2006 № 125).
3.Инструктивно-методическое письмо МО РБ «Об особенностях организации идеологической и воспитательной работы в 2006/2007 учебном году» . - Настауніцкая газета. – 8 жніўня 2006 г.
4.Инструкция о проведении республиканской акции учащейся молодежи «Жыву у Беларусі i тым ганаруся»// Зб. нармат. дак. Мін-ва адукацыі Рэсп. Беларусь. – 2006. - №5,6. – С.3-9.
5.Планирование воспитательной работы в классе и ее учет: Методические рекомендации // Праблемы выхавання. – Веснік адукацыі. – 2003. - №3-4. – С.38-53.
6.Рекомендации по организационно-содержательному наполнению шестого дня учебной недели: Утв. М-вом образования Респ. Беларусь №12-5/60 от 08.08.2002 // Зб. нармат. дак. Мін-ва адукацыі Рэсп. Беларусь. – 2002. - №9. – С.28-36.
7.Организационно-содержательное   наполнение шестого дня учебной   недели в учреждениях   общего   среднего   образования, функционирующих   в   сельской   местности: методические рекомендации // Пазашкольнае выхаванне. - 2003. - №4.
8.Организация воспитательной работы в условиях пятидневной учебной недели и шестого школьного дня: Инструктивно-методическое письмо Мин-ва образования Респ. Беларусь. - Настаўніцкая газета. - 30 кастрычніка 2004 г.
9.Кедярова Р.Н. Организация шестого дня школьной недели: Метод. рекомендации / Р.Н.Кедярова, Т.В.Пташник, Т.П.Шеремет; Акад. последиплом. образования. Мн., 2004.
11. Артюхова И.С. Воспитательная работа с подростками: занятия, игры, тесты. – М.: Издательство «Первое сентября», 2004.
12. Байбородова Л.В., Чернявская А.П. Воспитание в сельской школе. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2002.
13. В помощь педагогу-организатору. – Мн.: Изд. ООО «Красико-Принт», 2004.
14. Волохова Н.Г. и др. Сценарии школьных праздников. Часть I. - М.:Центр «Педагогический поиск», 2002.
15. Гребенкина Л.К. и др. Сценарии классных часов. Части I-II. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2002.
16. Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю. Кипарис-2: Учебное пособие по организации детского досуга в детских оздоровительных лагерях и школе. - М.: Педагогическое общество России, 2002.
17.Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. - М., 1989.
18.Классному руководителю о классном часе. Технология подготовки и проведения личностно-ориентированного классного часа / Под ред. Е.Н.Степанова, М.А.Александровой. – М.: ТЦ Сфера, 2003.
19.Куприянов Б.В. Организация и методика проведения игр с подростками: Взрослые игры для детей.- М.: Владос, 2001.
20.Лизинский В.М. Приемы и формы в воспитании. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2004.
21.Поляков С.Д. Технологии воспитания: Учеб.метод.пособие. - М.: Гуманит.издат.центр ВЛАДОС, 2002."
22.Рожков М.И. Развитие самоуправления в детских коллективах. - М.: Владос, 2002.
23.Самерсова Н.В., Стребко О.Е. Детский "экологический маршрут" в работе социального педагога в шестой (школьный) день недели // Сацыяльна-педагагічная работа. – 2005. - №1. - С.48-51.
24.Созонов В.П. Организация воспитательной работы в классе / М.: Центр «Педагогический поиск». - 2002.
25.Стецкая Н.А. Взаимодействие школы и семьи по организации свободного времени учащихся в шестой школьный день // Столичное образование.- 2003. - №11. – С.16-18.
26.Толченов О.А. Сценарии игровых и театрализованных представлений для детей разного возраста: Нескучалия. - М.: Владос, 2001.
27.Школьная суббота / сост. О. В. Крючкова. — Мн.: Красико-Принт, 2005.
28.Шуркова Н.Е. Классное руководство: игровые методики. - М.: Педагогическое общество России, 2001.

Разделы сайта